С самых первых лет христианская церковь почитает галилейскую гору Фавор местом славного Преображения Спасителя.
Священная возвышенность Фавора видна отовсюду, едва ступишь на Ездрилонскую, ныне Изреельскую долину. Это отдельно стоящий, как «стог сена», зеленеющий холм высотою в 588 м.
Дорога на Фавор идет через Афуле, город ничем в библейском смысле не замечательный, но по пути расположено немало памятных мест. На юго-востоке горы Гелвуйские, где бесславно погибли царь Саул и сын его Ионафан; ближе деревня Зерин на месте древнего Изрееля, резиденции нечестивых Ахава и Иезавели. Далее Сонам, где пророк Елисей находил приют у жены Сунамитянки. Три отрога малого Ермона скрывают от глаз Аэндор, глухое селение, где у гадалки искал Саул вызвать душу пророка Самуила; но вот возникает деревня Наин, у ворот ее Спаситель воскресил сына вдовицы. Там был и храм 4-го века, на месте которого католики поставили новый.
Мимо селения Даббурие начинается подъем на Фавор. Еще в 9-м веке на св. гору вела гигантская лестница в 4340 ступеней: теперь подъем на вершину по спирали обеспечен даже автомобилю.
Св. царица Елена воздвигла на вершине величественную базилику в честь преславкого Преображения и трехпрестольный храм во имя трех Апостолов. В 570 г. здесь можно было видеть уже три храма — во имя Спасителя, св. прор. Моисея и св. Илии, применительно к словам ап. Петра, воскликнувшего при созерцании славы своего учителя: «Сделаем три кущи!» Тогда же здесь был и обширный монастырь.
В 6-м веке на пятом Вселенском Соборе было постановлено образовать здесь епископию, и святитель оставался там даже и при нашествии мусульман.
12-й век уже представляет картину, напоминающую первоначальное и современное состояние. По словам греческого паломника И.Факи «гора Фавор — земное небо, отрада души и услаждение глаз православных людей. Ибо этой горе присуща приосеняющая ее некая Божественная благодать: оттого она и возбуждает духовную радость. Это круглый и умеренно возвышенный холм. На вершине его находятся два монастыря, в которых христианские отшельники умилостивляют Божество разноязычными песнопениями».
Но в конце 12-го века все христианские сооружения на св. горе подверглись разрушению от сарацин, и долгое время лежали в развалинах. Память о преславном евангельском событии хранилась а сердцах христиан: то пробирался б августа на печальные останки православный епископ из Птолемаиды и совершал литургию; то временами поднимался туда и жил неделями в пещере молдавский монах. Приходили и католики из Назарета ежегодно совершать свою мессу.
«Накануне праздника», пишет А.Муравьев, «стекаются иноки Благовещения, вместе с христианами Назарета на священную вершину Фавора. Там проводят они в отдыхе или молитве летнюю ночь, очаровательную под небом Востока, окруженные ярким течением звезд. Еще до рассвета пробуждается Фавор их торжественным гимном, и солнце, восстающее из-за гор Аравии, первыми лучами озаряет в поднятой священной чаше дивное преображение хлеба и вина в искупительное Тело и Кровь, и перед этим великим Таинством падает ниц смятенный народ, как бы внемлющий гласу: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, и в Нем же Мое благоволение» (Путешествие ко Св. Местам в 1830 г.).
С 1844 г. православный архим. Иринарх стал часто наведываться на св. гору, запасшись огнем и яствами, и проводил немалое время в пещере прав. Мелхиседека, которую почитают пониже католического монастыря. Уроженец Ясс, питомец учеников знаменитого старца Паисия Величковского, он проживал в лавре преп. Саввы Освященного; но отправившись по свв. местам Галилеи, пленился красотою и пустынностью г. Фавор и поселился поближе, в Назарете. Наконец же и совсем переселился на Фавор с учеником своим, Нестором, сиротой из той же деревни близ Ясс. Вход в пещеру он заваливал камнем на ночь, питался, за неимением средств, орехами и злаками, которые давала св. гора, или подаяниями редких паломников.
Но слава о его суровых подвигах быстро обежала Галилею, стяжав ему популярность не только в среде православных, но и магометан. Личность его среди последних получила характер легендарный, мистический. Явился он, по их мнению, на св. гору по особому указанию Божию, которое дано ему было в чудном сновидении. Его почитали за дервиша, приходили к нему на совет и на беседу. Сказывали, что и звери были у него в повиновении, и змеи, и даже тигра (!) кормил он из собственных рук.
А у него на душе была мысль о создании здесь православного храма! И Господь помог верному рабу Своему. Среди груды развалин напал он на полукруглые основания алтарных апсид православного храма: он поставил в одной из них каменный стол и стал служить молебны для приходящих паломников, число которых все увеличивалось. Старец никому не отказывал в радушии и гостеприимстве, при всей своей скудости, и привлекал доброхотные даяния, которые и послужили основой будущего храма. На помощь ему явился зажиточный туземец К. Аверино, собравший для него крупную сумму; наконец, и Иерусалимский патриарх Кирилл II пошел ему навстречу в его благом намерении. Собрав 40.000 пиастр., Иринарх приступил к постройке храма, трех жилых комнат, кухни, кладовой и лошадиной мельницы. Но этой суммы, конечно, было недостаточно: тогда пришла на помощь Россия.
Это было в 1859 г. Начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме еп. Кирилл Мелитоп. писал председателю Палестинского Комитета в Россию:
«Св. Фавор, запечатленный великим евангельским событием, по несчастью забыт теперь и оставлен без внимания местными православными властями. На страже святыни стоит только маститый отшельник, девяностолетний старец, родом из славян, поселившийся тут и собственными руками отрывающий развалины и восстанавливающий древнюю церковь. Без содействия греков, несмотря на противодействие латинян, среди бедуинских шаек, этот дивный старец успел уже положить доброе начало: все место построек обведено стеною, развалины храма очищены, и в одном древнем алькове устроен уже престол, на котором старец совершает священнодействие. Храмоздатель просит теперь 1.500 руб. серебром, чтобы довершить начатое здание. Впоследствии потребуется, м.б., еще такая же сумма для снабжения церкви иконостасом, который приятно было бы иметь из России, и утварью».
И Россия помогла.
Постройка и внутреннее убранство были закончены в 1862 г. Старец Иринарх не дожил до окончания: он преставился на Рождество Христово того же 1859 г. Окончание своего дела он завещал верному ученику, теперь уже Иеродиакону Нестору, и сотруднику его о. Илариону, которые неусыпно трудились над окончанием работ. Торжественное освящение храма было совершено патр. Кириллом в сослужении с митрополитами акрским и назаретским 6 авг. 1862г.
Участок занимает большое место. Среди обширного двора стоит простой стильный храм, у входа — справа гробница приснопамятного старца Иринарха. Слева вплотную примыкают жилые постройки, вход по лестнице ведет в приемную и кельи.
Храм трехпрестольный, в апсиде главного престола большое изображение Преображения; правый придел посвящен библейским свидетелям Преображения — прор. Моисею и Илии. В этом приделе более всего видны в апсиде алтаря темные камни древнего храма св. царицы Елены. На ближайшем к главному алтарю левом пилястре образ Преображения — дар Вел. Князя Сергия Александровича.
Монастырская колокольня возвышается над воротами ограды: воздвигнута на пожертвование русской благодетельницы Ольги К. Двор и прилегающие к нему ограждения засажены кипарисами, смоковницами и маслинами, дающими приятную тень.
Греческий монастырь давал убежище до 400 русских паломников, для чего позади храма построены сводчатые залы.
В эти же годы и францисканцы начали восстановление своих исторических мест на Фаворе. Ими обнаружены грандиозные остатки средневековых и более ранних сооружений, и на них они первоначально возвели скромную базилику, которая с течением времени и с развитием современных течений в искусстве была доведена до той роскоши, в которой видится ныне.
Красивый фасад возникает из окружающих масс темного камня, многочисленных развалин отдельных зданий, храмов и келий. Видимо, здесь и наблюдались в средних веках 4 храма. Две башни фасада справа и слева от входа стоят над часовнями — одна во имя пр. Илии, а другая — Моисея, на месте древних им же посвященных малых церквей. Отсюда колоссальный корабль базилики ведет к главному алтарю, куда вниз ведут несколько мраморных ступеней, — древнему уровню места- Здесь можно видеть камни первоначальной византийской базилики. Над ними великолепные мозаики, символически изображающие таинства Жизни и Смерти, Креста и Причащения; над престолом высоко в апсиде мозаика Преображения, очень эффектная при соответствующем освещении.
На запад от храма на колоссальном участке католиков сооружены музей, странноприимная и другие постройки. Напротив ворот монастыря прекрасная кипарисовая аллея ведет в сад.
Склоны горы изобилуют деревьями и кустарником: дуб, орешник, олеандр, и другие произрастания растут между камней. Весной все одевается роскошным ковром зелени и разнообразных цветов, масса птиц оглашает воздух пением; в ясные дни вид с горы восхитительный.
Но не всегда Фавор являл такую мирную, отрадную картину тишины и молитвы, как в наши дни. Являясь выгодным стратегическим пунктом, эта гора не раз служила военным целям. За тысячу с лишним лет до Р.Х. именно здесь Варак, вдохновленный Девворой, собрал выступить против притеснителей-хананеян свои войска, обратившие в бегство 900 железных колесниц хананейских.
Позднее, в 53 г. до Р.Х., у подножия горы произошла кровавая битва между войсками Александра Аристовула и Авла Габиния, лейтенанта Помпея.
Сто лет спустя, во время еврейского восстания против римлян, евреи отступили, утесняемые римскими когортами, на гору Фавор, где в 40 дней построили для защиты стену на вершине, длиной в 26 стадий. Остатки ее еще можно видеть кое-где на горе: это был скорее насыпной вал, чем стена, но они укрывались там долгое время, пока военачальник Веспасиана Пласидий с 600 воинами не разогнал и не истребил их.
В начале 12-го века гора претерпела нападение банд дикого Мальдука; конец того же столетия принес Фавору осаду войск Саладина, которую выдержали бенедиктинские монахи, владевшие тогда монастырем. Но дамасский султан Мелек-Адель изгнал всех монахов с Фавора, разрушил монастыри и поставил на вершине крепость. Она была за ненадобностью разобрана в начале 13-го века.
В 1263 г. египетский султан Бибарс разгромил все святилища на горе (как и в Назарете). В 1799 г. Бонапарт и его генерал Клебер горячо схватились здесь с турками. И только к 19-му веку прекратились все нападения на св. гору, и воцарился, наконец, на ней христианский мир. Война 1948 г. не коснулась горы и ее обитателей. Еврейское государство не претендует на эту вершину, и опять «гора Фавор — земное небо, отрада души. На вершине ее два монастыря, в которых христианские отшельники умилостивляют Бога разноязычными песнопениями».
У подошвы горы со стороны дороги лежит селение (арабское) Даббурие (в память пророчицы Девворы). Здесь почитается место, где оставались 9 апостолов во время Преображения и где Господь, сойдя с горы, исцелил бесноватого юношу, чего не могли сделать ученики Его. Здесь была церковь св. царицы Елены во имя 9 апостолов, впоследствии превращенная в мечеть; заменена теперь католической церковью того же имени.