Назарет расположен среди невысоких (до 500 м) гор Верхней Галилеи: основной город лежит в лощине между двух горных хребтов. Он находится ниже уровня Средиземного моря, поэтому климат там теплый, как в Иерихоне. Население его главным образом арабское: евреи имеют свой квартал на одной из горных вершин.
Совершенно неизвестный в библейские времена, этот город и в дни Спасителя был в презрении у современников. «Из Назарета может ли быть что доброе?» — вот, что мы слышим из Евангелия (Ио.,1,46). И однако этот город был прославлен Тем, Кто избрал незнатное мира, и униженное, и ничего не значащее, для 30-летнего Своего пребывания на земле. Сюда был послан Архангел Гавриил в дом назаретского плотника Иосифа возвестить обрученной ему Деве Марии рождение от Нее Спасителя мира. В этом скромном жилище провел Свое детство, отрочество и юность воплотившийся Царь Небесный. И дом этот обратился в святилище для всего христианского мира.
Как и все дома того времени, как в Иудее, так и в Галилее, это была естественная пещера в толще известковой скалы, обработанная для жилья. «Таким домом, как полагают, был и тот, в котором жила Приснодева Мария по Своем обручении со старцем Иосифом… Домов этих не осталось, но сохранились те вертепы, к которым эти жилища были пристроены, и эти-то пещеры, обращенные в христианские храмы, составляют и вечно будут составлять предмет поклонения для всех христиан» (проф. Н.Зограф).
Родственники прав. Иосифа Обручника, потомки Иуды, «брата Господня», продолжали долгое время жить в Назарете после Вознесения Спасителя. Один из них, Конон, дьякон Иерусалимский, построил на месте памятного дома церковь, типа тогдашних синагог, о чем свидетельствует мозаичная надпись, найденная при раскопках. Это было в 249 г. при римском императоре Деции.
В 4-м веке при торжестве христианства, Константин Великий поручил Иосифу, князю Тивериадскому, построить здесь базилику, что и было исполнено в 352 г. Еще в 670 г. о ней упоминается паломниками, потому Что персы, столько навредившие в 614 г. христианскому строительству в Палестине, не проходили Галилею. Но покушения со стороны мусульман разрушить святыню были неоднократны, и местным христианам не раз приходилось откупаться большими деньгами.
Однако крестоносцы нашли базилику уже в развалинах. Танкред восстановил храм, частично использовав остатки прежнего: созданный храм стал почитаться соборным, в Назарет была перенесена митрополия из Скифополя (Вефсан), и латинский епископ обитал в монастыре при храме Благовещения.
В это же время, в 12-м веке, греками была восстановлена церковь над единственным в городе источником, называемым христианами источником Приснодевы. К этому источнику, или вернее, колодцу, т.к. он истекает в глубине каменной расщелины, во все времена приходило население Назарета черпать воду; приходили несомненно и Богоматерь и Божественный Сын Ее, будучи мальчиком.
И древнейшее местное предание приурочивает к месту этого источника Первое Благовещение Пресвятой Богородице, предание, с очень раннего времени перешедшее и в церковную иконопись. Пречистая, придя к источнику за водой, услыхала слова: «Радуйся, Благодатная». Все же прочее, о чем повествуется у евангелиста Луки (1,30-38) произошло позднее, в доме, когда Она вернулась к Себе.
Вода для городского потребления была отведена на городскую площадь, где и сейчас есть особый водоем с несколькими кранами. Над колодцем еще в древности сооружена была церковь, круглая, украшенная колоннами и мрамором.
Но недолго существовало и это: в 1263 г. орды египетского султана Бибарса ворвались в Назарет с предложением всем жителям принять Ислам: за отказ мужественные христиане были наказаны муками и смертью, кости их брошены в цистерны, а все храмы уничтожены.
И возобновляется храмостроение в Назарете только в 18-м веке. Первою была отстроена православная церковь над колодцем Приснодевы: это та, что мы видим сейчас. Фасад ее строг и прост: над входом высится колокольня. Так как вход в церковь устроен с южной стороны, то иконостас расположен справа от входа, а напротив входа в глубине находится пещера с источником. Туда ведет спуск по широкой каменной лестнице в шесть ступеней.
Здесь в каменной нише, облицованной мрамором, на полу имеется круглое небольшое отверстие, обложенное серебром и закрываемое серебряной же крышкой с рельефным изображением Благовещения. Это отверстие составляет устье того колодца, у которого по преданию и произошло первое приветствие Архангела Деве. К этому источнику с правой стороны ведет древняя каменная лестница, по которой сходили за водой жители Назарета, а вместе с ними и Пресвятая Дева. Серебряным черпалом на цепочке достают сейчас воду из колодца, как святыню, а вода для городского потребления, как мы говорили, отведена в город. Водоем тот также известен под именем источника Приснодевы.
Над колодцем на 4-х колонках устроен каменный престол, а над ним — икона Благовещения. Серебряные лампады, пожертвованные в разное время богомольцами, поддерживают неугасимый огонь в этом святом месте.
Иконостас храма обычного греческого образца имеет одни Царские врата, как и северные и южные: между тем в алтаре, помещающемся в одной апсиде, имеются три престола на некотором расстоянии один от другого: редкая особенность этого храма. По стенам и на пилястрах немало икон русского происхождения.
Назарет является православной митрополией, и потому храм этот почитается соборным. Он обнесен каменной оградой с решеткой, в ограде слева пристроено здание православной местной школы.
Несколько далее на север находится двухэтажное здание митрополии: при нем во дворе также имеется церковь в память проповеди Спасителя в назаретской синагоге.
Но центральной христианской святыней несомненно является францисканский монастырь над домом Иосифа Обручника и Приснодевы, в котором и произошло евангельское благовестие Пречистой. Он занимает большое пространство в глубине лощины и является теперь центром города. Храм сейчас в процессе перестройки по довольно оригинальному проекту итальянского архитектора: его многоугольная ротонда под конусообразной крышей бросается в глаза отовсюду. Перестраивается храм 18-го века, бывший на этом месте.
Пол мраморным амфитеатром спускается к центральному престолу, стоящему совершенно отдельно (наподобие православных), прямо под куполом: от него в стороне, напротив главного входа, возвышается натуральная известковая скала, ничем не прикрытая, -самый дом Иосифа, священное жилище Святого Семейства. Малые двери ведут туда из храма, несколько ступеней приводят в очень тесную пещеру, в которой и совершилось Таинство Воплощения.
Преддверие пещеры составляет небольшая комнатка, придел св. Архангела Гавриила, вмещающая два престола: на восточной стороне в честь прав. Иоакима и Анны, на западной — в честь Архангела. Отсюда лестница двумя ступеньками ведет ниже в небольшое помещение (7 м длины и 4 м ширины) неправильной прямоугольной формы, стены и пол которого выложены мрамором. Это и есть горница Пресвятой Девы Марии. Напротив входа к стене прислонен беломраморный престол в виде кивота, осеняющий мраморную звезду на полу с надписью: «ЗДЕСЬ СЛОВО СТАЛО ПЛОТЬЮ». Над престолом четыре малахитовые колонны поддерживают сень и натуральный потолок пещеры: между двумя колоннами, как в раме, итальянское изображение Благовещения. В западной стороне пещеры стоят две гранитные колонны: колонна, ближе к выходу в честь Архангела — цельная, а другая, колонна Св. Девы, лишена основания и хотя и подперта куском камня, но кажется подвешенной к потолку. Говорят, что сарацины перешибли эту колонну, ожидая найти скрытые в ней сокровища.
Из описанной горницы вправо поднимаются по трем ступенькам в смежную темную пещерку, посвященную прав. Иосифу. Здесь почитается память детства Спасителя, показывали и ложе в нише, где покоился Он детским сном. У стены имеется престол с надписью: «Здесь был (Он) в повиновении у них (родителей)» (Лк. 2,50). Сейчас через это помещение единственный вход со двора.
Пол всей этой крипты был в свое время выложен мозаикой, о чем свидетельствует часть ее, обнаруженная в 1895 г. под престолом Архангела (вероятно, при переноске его) и видимая теперь слева от него за решеткой.
Мозаику относят к 4-5 векам, она хорошо сохранилась: в левом верхнем углу выложена надпись греческими буквами «Конон, диакон Иерусалима». Далее в глубину найдена мозаика пола из белых кубиков: она предполагается относящейся к еще более раннему периоду.
В том же 1895 г. францисканцы построили на той же территории своего монастыря церковь во имя св. прав. Иосифа, якобы над местом его плотничной мастерской. Под храмом, обычной для католических церквей конструкции, показывают типичное для древних времен пещерное жилище назаретян.
В это же время францисканцами для униатов-маронитов была создана церковь в память иудейской синагоги в Назарете, где Господь произнес Свою проповедь, начав ее словами прор. Исайи: «Дух Господень на Мне…» Путь к ней лежит через городской базар: ворота вводят во двор, откуда справа вход в маронитскую церковь, а прямо — в простое прямоугольное здание, несколько ниже уровня двора, ничем не украшенное, изображающее древнюю синагогу. В глубине напротив входа на малом возвышении стоит каменный стол, а справа в стене за занавеской место для хранения свитков Торы. Никаких древних остатков, подтверждающих здесь место современной Спасителю синагоги, не имеется.
В Назарете в конце прошлого столетия трудами Императорского Православного Палестинского О-ва (И.П.П.О.) было создано подворье для приема русских паломников, а также школа для православных арабов и бесплатная амбулатория. Недостаток преподавателей в целой сети школ ИППО вызвал необходимость устроить здесь и учительскую семинарию. Целый ряд окончивших семинарию уже преподавали в галилейских школах. Но русская революция прекратила все эти начинания: в настоящее время здания русского блока заняты городским управлением.
На одной из вершин окружающих гор, принадлежащей грекам, русской благотворительницей М.Киселевой в 1884 г. была построена церковь в память неудавшегося свержения Спасителя назаретя-нами. Церковь необычной архитектуры, без купола, с плоской крышей и большим крыльцом на двух колонках перед входом, куда ведут с двух сторон лестницы. С окончанием русского влияния в Назарете этот храм покинут и заколочен.