Галилея — северная часть Палестины, самая цветущая и красивая. Есть три версии происхождения названия этой области. Одни связывают этимологию этого слова с его корнем «галь» — «катиться, волна». Другие произодят его от еврейского слова «галил» — «округ, область». Третья версия связывает это название с корнем «гола» — «удаление, рассеяние», так как здесь были рассеяны многие народы. Галилея разделялась на Верхнюю, расположенную на севере области в горах, и Нижнюю — южную, более равнинную, где и жил Господь. В Верхней Галилее жили преимущественно языческие народы, поэтому она и именуется в Евангелии Галилеей языческой. Во времена Христа южная Галилея славилась своим плодородием и многочисленным населением. Через Галилею проходили торговые пути, что способствовало ее развитию и обогащению. Галилеяне были в презрении у иудеев за их смешение с язычниками.
Галилейское море
«Галилейское озеро, или Тивериадское море, — одно из красивейших мест в Палестине, а, может быть, и во всем мире. Сжатое крутыми берегами, оно похоже на хрустальную чашу. Его прозрачные воды, в которых отражается небо, подобны синему топазу в изумрудной оправе прибрежных лесов и цветов. С севера в Галилейское озеро впадает священная река Иордан. Ее бурные струи, как серебряное лезвие, глубоко вонзаются в спокойные волны озера», — так поэтически говорит об этих местах архимандрит Рафаил (Карелин).[11].
У этого озера много названий: Галилейское озеро — так как, оно расположено в Галилее; Тивериадское озеро или море — по названию города Тиверии, построенного на его западном побережье; озеро Кинерет — так как, при взгляде сверху его форма напоминает старинный струнный музыкальный инструмент «кинор», похожий на маленькую арфу, на котором играл царь и пророк Давид; Геннисаретское озеро — по названию одного из селений на его северо-западном побережье — Гиносар. Иногда это озеро называется морем. С восточной его стороны расположены известные Голанские высоты, а в Евангелии эта местность именуется страною Гадаринскою. Тивериадское озеро является единственным источником пресной воды в Палестине. В длину озеро простирается на 21 км, ширина его — 13 км, длина береговой линии — 55—60 км, максимальная глубина достигает 43 м. Озеро находится на дне гигантской чаши на уровне 213 м ниже уровня мирового океана, поэтому климат здесь очень жаркий. Иногда, от сильных ветров, налетающих с гор, на озере бывают бури, поднимаются большие волны, способные потопить рыбацкую лодку.
Здесь, в цветущей Галилее, Господь жил, здесь собрал своих учеников, здесь учил и совершил большинство своих чудес. Кроме Иуды Искариота, который был родом из Иудеи, все остальные апостолы были галилеянами.
Галилейское море. На его берегах Господь избрал своих учеников из числа рыбаков, призвал их к апостольскому служению. Здесь же Он проповедовал, сотворил множество чудес и явился апостолам после Своего Воскресения.
Галилейское море – это основной источник пресной воды для всего Израиля. Море имеет форму скрипки. Оно достаточно глубокое – 50 метров глубины. В длину оно достигает 21 км (30 верст), а в ширину – 12 км (8 верст).
На севере в него впадает Иордан, а на юге – вытекает. Озеро почти всегда спокойно, но временами при ветреной погоде, возникающей в соседних горах, оно может бушевать (Мф.13:23, Мк.4:35, Лк.13:22, Ин.6:18). Озеро обычно называют морем, но в древности этих названий было множество12. Море находится приблизительно на 280 м ниже уровня мирового океана13. Море подпитывается 70 теплыми источниками. А вокруг моря растет множество тропических фруктов, поля мандаринов, грейпфрутов и, конечно, оливок.
На берегу моря все дышит покоем и свежестью. А когда-то во времена Спасителя здесь кипела бурная жизнь и деятельность. Только больших городов вокруг озера было девять. Семь из них ныне совершенно не обитаемы, в двух — сохраняется небольшой остаток населения14.
Сколько же здесь совершилось евангельских событий, наверное, все и не перечесть. Здесь Он призывает первых своих учеников (Мф.4:18-22, Мк. 1:16-20, Лк.5:1-11), здесь, в прибрежном Капернауме, воскрешает сына царедворца (Ин.4:46-50), дает «заповеди блаженств» (Мф.5:1-12), и чудесно насыщает 5000 пятью хлебами и двумя рыбками (Мф.14:14-21). Здесь в городах и на водах Галилейского моря совершал множество чудес: исцеление слепых (Мк.8:22-25), одержимых (Мк 5:13, Лк 8:2), хождение по водам, укрощение бури, чудесные уловы рыбы.
Также как 2000 лет назад по вечерам на море выходят рыбаки. Рыба здесь уникальная, носит название «рыба апостола Петра». Она не поддается экспорту даже внутри страны и не терпит заморозки. Рыба необычайно вкусная и как в древности ее пекут на открытом огне и камнях. Удивительно еще и то, что «рыба апостола Петра» при жарке на огне не впитывает запах дыма и остается такой же свежей. И если кто-то попытается просто подогреть чайник на огне костра, то почувствует, что вода в чайнике впитала запах дыма, рыба же, напрямую соприкасающаяся с огнем, дыма не впитывает. Разве это не чудо?
В 1986 г. в Галилейском море под толстым слоем ила была найдена древняя лодка времен Иисуса Христа (I в. н.э.). Ее назвали Лодкой Иисуса. В настоящее время древняя лодка выставляется в музее Кибуна Гинносар. А по виду этой древней лодки сделали современные, на которых возят паломников, показывая им Галилейское море. Море Галилейское очень тихое и спокойное, но, как рассказывают местные жители, на море бывают страшные бури, при которых корабли, как будто засасывает в глубину. Как тихо, благодатно быть на этом озере. Душа наполняется каким-то благоговейным трепетом… Как будто как-то подсознательно душа осознает, что на этом озере трудился, проповедовал, молился, воскрешал и исцелял ее Творец и Создатель Господь Иисус Христос.
Города Галилейского моря
Как было сказано выше, во времена Господа Иисуса Христа прибрежные части Галилейского моря были чрезвычайно населены. Только больших городов насчитывалось около 10. Но ныне от этих годов почти ничего не осталось, кроме небольших селений. Сбылись строгие слова Господа, обращенные к этим городам за неверие их: «Горе тебе, Хоразин! Горе тебе, Вифсаида!.. И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.» (Мф. 11:21-23).
Капернаум – город упоминаемый только в Новом завете, и о нем часто говорится как о городе Христа, т.е. главном и любимом местопребывании Господа Иисуса Христа во время земной жизни и центральном месте его деяний в Галилее. Здесь поселился Господь после того, как оставил Назарет (Мф. 4:13), так что Капернаум стал называться «Его городом» (Мф. 9:1); здесь он уплатил подать на Храм (Мф. 17:24), здесь жили св.апостолы Петр и Андрей, здесь Господь исцелил тещу апостола Петра (Мф. 8:14-15, Мк. 1:29-3:1). В Капернауме он исцелил также расслабленного ( Мф. 9:2-6) и призвал к апостольству Матфея, сидевшего у сбора пошлин (Мф. 9:9). Здесь он изгонял нечистых духов, совершал исцеления, произносил множество притчей, но несмотря на все это жители Капернаума не приняли проповеди Христовой, и над ними был произнесен грозный суд Божий: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься.» (Мф. 11:21-23). Сейчас этот некогда славный город вымер, и от него нет и следа.»Услышав же Иисус, что Иоанн отдан под стражу, удалился в Галилею и, оставив Назарет, пришел и поселился в Капернауме приморском, в пределах Завулоновых и Неффалимовых, да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит: земля Завулонова и земля Неффалимова, на пути приморском, за Иорданом, Галилея языческая, народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф. 4:12-16).
«Он, войдя в лодку, переправился [обратно] и прибыл в Свой город» (Мф. 9:1).
Капернаум находится на северном побережье Галилейского моря. Название его можно перевести как «деревня Наума» или «село утешения». Это город, в котором Спаситель преимущественно жил, учил, где он сотворил множество чудес. Этот город Он называл Своим. Здесь находился дом апостола Петра, возможно, в нем и останавливался Спаситель, будучи в Галилее. Именно в Капернауме была произнесена Христом проповедь, начинающаяся словами: «Покайтесь и веруйте в Евангелие» , которую заканчивает Господь, называя Себя Хлебом, сшедшим с Небес.
Капернаум. У моря. Здесь была пристань и таможня
В этом городе Спасителем было совершено множество чудес. Вот некоторые из них, описанные у евангелистов:
— исцеление расслабленного, которого спустили в горницу, разобрав крышу дома, тaк как из-за множества народа невозможно было войти;
— воскрешение дочери Иаира;
— исцеление слуги сотника;
— исцеление человека, имеющего сухую руку (в синагоге в субботу);
— исцеление кровоточивой женщины;
— исцеление двух слепцов;
— исцеление тещи апостола Петра;
— исцеление бесноватого;
Благодаря расположению города, в нем находились таможня и военный лагерь римских легионеров. Город был очень оживленным. Капернаум был разрушен во II веке при императоре Адриане, затем вновь отстроился. Его разрушали персы, арабы. Много бедствий приносили оползни с гор и землетрясения. К XI веку город пришел в упадок и запустел. Сбылись на нем слова Спасителя: «И ты, Капернаум, до неба вознесшийся, до ада низвергнешься, ибо если бы в Содоме явлены были силы, явленные в тебе, то он оставался бы до сего дня» (Мф. 11:23) Сейчас город почти полностью раскопан. Территория раскопок принадлежит католикам. Чуть поодаль — участок, принадлежащий Иерусалимской Патриархии, с храмом в честь 12 Апостолов.
Раскопки Капернаума
Раскопки Капернаума
Среди раскопок мы находим остатки древней синагоги, расположенной в центре города, в которой проповедовал и исцелял Спаситель. Основание здания из черного камня — евангельских времен. А то, что надстроено из белого камня, датируется IV веком.
Недалеко от синагоги был дом апостола Петра. Здесь, видимо, Господь жил, здесь исцелил тещу апостола. В первохристианские времена этот дом использовался как церковь. Впоследствии он был перестроен и превращен в восьмигранную базилику. В шестом веке в Капернауме был построен еще один храм, посвященный апостолу Иоанну Богослову. Сейчас мы видим на месте дома Петра остатки древней базилики, а над раскопками дома апостола в настойщее время построена современная католическая церковь очень странной архитектуры, напоминающая летающую тарелку.
Город раскопан целыми улицами и домами. Сердце испытывает особенный трепет: словно переносишься в те далекие времена, когда здесь кипела жизнь, когда по этим улицам ходил Спаситель. Очень интересно видеть, что камни складывались без раствора, просто перемежаясь мелкими камушками. Строили из местного черного камня. Можно здесь увидеть древние приспособления для обработки оливок — масличный пресс и другие.
У моря была пристань и таможня, мытница, где был призван апостол Матфей. Сейчас можно выйти к морю, но от прежних сооружений ничего не осталось. Часто Господь учил народ из лодки, чуть отплыв от берега, из-за особенностей местной акустики: так было лучше слышно.
Храм Двенадцати Апостолов
Этот православный греческий монастырь построен уже в XX веке несколько в стороне от раскопок, на берегу Галилейского озера. Белый храм с красными куполами, освященный в честь Двеннадцати Апостолов, утопает в зелени роскошного сада, разбитого вокруг него. Здесь можно увидеть даже павлинов, свободно расхаживающих по территории обители. Сейчас в монастыре живет всего один монах, который и поддерживает все это благолепие. Обращают на себя внимание прекрасно выполненные росписи храма, изображающие различные события и чудеса, совершенные Господом в Капернауме и его окрестностях.
Тиверия – город, основанный Иродом Антипой в 16 г. по Р.Х. для учета уникальной рыбы и для отдыха. От этого прибрежного города получило название озеро Тивериадское. Город выстроен из черного базальта, а с разрушения Иерусалима Титом Тиверия стала центром учености и литературы. Кроме того, Тиверия считалась столицей Галилеи. Тиверия трижды упоминается в Священном Писании, в котором говорится «о месте, от которого пришли другие лодки, близко к тому месту, где ели хлеб по благословении Господнем».
Гора Блаженств — место провозглашения Нагорной проповеди. На Горе Блаженств была произнесена Нагорная Проповедь, в которой Господь раскрыл человечеству тайны Своего Небесного Учения. Нагорная проповедь – собрание изречений Иисуса Христа в евангелии от Матфея, преимущественно отражающие моральное учение Христа. Многие христиане считают Нагорную проповедь комментарием к Десяти заповедям. Также считается, что в Нагорной проповеди сосредоточено основное содержание христианского учения.Гора, на которой Спаситель произнес Свою Нагорную проповедь, расположена рядом с Капернаумом на северном побережье Галилейского моря. Сообственно, это не гора, а большой холм. Наиболее подробно эта проповедь описана у евангелиста Матфея. Начинается она с заповедей Блаженств, отчего эта гора и стала называться горой Блаженств.
Позднее гречеческое предание считает, что Господь произнес Нагорную проповедь на горе Карней-Хиттим, расположенной между Тивериадой и Назаретом. Однако, археологи не обнаружили там следов древних христианских сооружений. В то время как у подножия горы, которая почитается ныне как гора Блаженств, были найдены остатки древней византийской базилики конца IV века. А на склонах — развалины монастырских строений византийского периода.
Сейчас на вершине горы Блаженств находится женский католический монастырь (итальянский францисканский). Территория очень ухожена. Вокруг монастыря обустроены специальные места для молитвы, где католики служат мессы. Православные группы обычно собираются на рассыпанных больших валунах. Кто знает, может быть, на этих камнях и тогда сидели Апостолы, народ? А может быть, и Сам Господь. И особенно живо звучит здесь Евангельское чтение — словно из уст Самого Спасителя.
Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах
(Матф.5:1-12)
С горы Блаженств открывается сказочный вид на Генисаретское озеро и крупный курортный город Тиверию, который также упоминается в Евангелии.
Табха — место чуда умножения хлебов.
Место умножения хлебов находится почти в прибрежной зоне – месте, где Господь чудесно умножил хлеба и рыбу. На этом месте во времена царицы Елены была построена базилика «Умножения хлебов». В 614 г. персы разрушили базилику, но до нашего времени дошли частицы интерьера Храма. Это каменный византийский престол и мозаика напольная с изображением хлебов и рыбы (IV в.). Сейчас это место (со времен крестоносцев) принадлежит католикам. Здесь находится католический монастырь с бенедиктийскими монахами. Есть предание, что на месте умножения хлебов постоянно растет пшеница.
Рядом с горой Блаженств на берегу Галилейского моря находится местность, которая ныне называется Табха (или Табга). Здесь произошло чудесное умножение хлебов. А также здесь Господь явился апостолам по Своем Воскресении и восстановил Петра в апостольском достоинстве.
Место чудесного умножения хлебов
Это место, на котором Господь совершил чудесное умножение хлебов и рыб, насытив пятью хлебами и двумя рыбами свыше пяти тысяч человек (Мф. 14:13-21).
Еще в первые века христианства здесь была возведена византийская базилика. Однако, впоследствии место пришло в запутение и лишь недавно здесь был построен новый храм, принадлежащий немецким католическим монахам-бенедектинцам. От древней базилики остались интересные напольные мозаики. Одна из них, расположенная в алтарной части церкви, изображает корзину с четырьмя хлебами и двумя рыбами. Хлебов только четыре, в то время как в Евангелии говорится о пяти. Считается, что под пятым хлебом автор мозаики подразумевал Евхаристический Хлеб. Поскольку, чудо умножения хлебов, по святоотеческому толкованию является прообразом таинства Евхаристии, прообразом Святого Причащения. Под престолом храма находится камень, на котором, по преданию, Спаситель совершил это чудо. Внимание православных паломников прилекают также две иконы в византийском стиле, установленные перед алтарем.
Во дворе храма можно увидеть баптистерий V века. А также древний масличный пресс.
Место призвания Апостолов и чудесного лова рыб
Место чудесного лова рыб
Здесь, на берегу небольшой бухты, Господь явился ученикам по Своем воскресении. Тогда апостолы, ловившие рыбу, трудились всю ночь, но ничего не поймали. Явившийся им Спаситель повелел закинуть сеть и они не могли ее вытащить от множества рыб, которых было 153. Пока ученики вытаскивали улов, Господь приготовил для них трапезу, после которой трикратным вопрошением «Любиши ли Мя?» восстановил отрекшегося во дворе Каиафы Петра в апостольском достоинстве (Ин.21:1-22).
По преданию, на этом же самом месте апостол Петр был ранее призван на апостольское служение. Тогда точно так же Господь велел закинуть сеть и Петр с братом Андреем и товарищами Иаковом и Иоанном не могли ее вытащить от множества пойманных рыб. После чего они, оставив все, последовали за Спасителем.
На этом святом месте, в IV веке был возведен храм, но впоследствии он был разрушен. Сейчас здесь католический участок, принадлежащий францисканцам. Современный храм построен в 1933 году. Под алтарем находится большой камень, на котором, по преданию, Христос трапезовал с учениками. К храму со стороны озера примыкает древняя лестница, по которой мог ходить и Господь.
Рыба была одним из любимых символов первых христиан. Обоснования этого символа многократно можно встретить в Евангелии. Призвание апостолов предварял чудесный лов рыб, когда, закинув сеть по слову Спасителя, Симон с товарищами поймали великое множество рыбы, так что даже сеть у них прорывалась. И тогда «ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков». (Лук.5:9,10)
Господь упоминает рыб в некоторых притчах:
«Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?» (Матф.7:9,10)
«Еще подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, сев, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон». (Матф.13:47,48)
Господом было сотворено несколько чудес с рыбами. Евангелист Матфей повествует о чуде с монетой во рту рыбы (Матф.17:24-27); но наиболее широко известно чудесное насыщение пяти тысяч пятью хлебами и двумя рыбами.
«Иисус, выйдя, увидел множество народа и сжалился над ними, потому что они были, как овцы, не имеющие пастыря; и начал учить их много. И как времени прошло много, ученики Его, приступив к Нему, говорят: место [здесь] пустынное, а времени уже много, — отпусти их, чтобы они пошли в окрестные деревни и селения и купили себе хлеба, ибо им нечего есть. Он сказал им в ответ: вы дайте им есть. И сказали Ему: разве нам пойти купить хлеба динариев на двести и дать им есть? Но Он спросил их: сколько у вас хлебов? пойдите, посмотрите. Они, узнав, сказали: пять хлебов и две рыбы. Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зеленой траве. И сели рядами, по сто и по пятидесяти. Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все, и насытились. И набрали кусков хлеба и [остатков] от рыб двенадцать полных коробов. Было же евших хлебы около пяти тысяч мужей». (Мар.6:34-44)
(Матф.14:15-21) (Лук.9:12-17) (Иоан.6:5-14)
Место, где произошло чудо приумножения хлебов и рыб, не уточняется в Евангелии, однако раннехристианская традиция сохранила память о нем и около 350 года, при императоре Константине, на этом месте была возведена небольшая однонефная церковь. Храм был разрушен персами в 614 году, восстановлен Вильгельмом Вторым и затем снова разрушен завоевателями; лишь в 1932 году при археологических раскопках обнаружили древние мозаичные полы с надписями и изображением Чуда хлебов и рыб. В 1982 году на этом месте была возведена немецкая католическая бенедиктинская церковь, включившая сохранившиеся остатки древней мозаики IV века.
Арабское название места Табха, на иврите Эйн Шева, известно также под греческим именем Гептапегон. Этот топоним на всех языках означает «Семь источников»; здесь действительно уникальное место, где из-под земли выходят семь родников.
Во дворе храма находятся древние каменные сосуды, найденные при раскопках в Хевроне: купель для крещения, пресс для масла и сосуд для его хранении.
Игумен Даниил писал в XII веке о Генисаретском озере: «Рыбы в нем очень много, и есть одна рыба, дивная и чудная, эту рыбу и Христос любил есть, очень вкусная рыба, лучше всяких рыб. Своим видом она похожа на карпа. И я сам ел много раз эту рыбу, когда был в Тивериаде».
Эта рыба, известная под именем «рыбы апостола Петра» до сих пор в изобилии водится в Тивериадском озере. Ее можно попробовать в прибрежных ресторанчиках, ориентированных на прием паломников и туристов. Научное название ее – тиляпия галилейская, она принадлежит к отряду окунеобразных, очень вкусна и не костлява.
Чудесному лову рыб, бывшему при явлении Воскресшего Господа ученикам при Галилейском море, посвящен небольшой франсисканский храм в местечке, называемом Бухтой святого Петра. Об этом событии рассказывает евангелист Иоанн:
«После того опять явился Иисус ученикам Своим при море Тивериадском. Явился же так: были вместе Симон Петр, и Фома, называемый Близнец, и Нафанаил из Каны Галилейской, и сыновья Зеведеевы, и двое других из учеников Его.
Симон Петр говорит им: иду ловить рыбу. Говорят ему: идем и мы с тобою. Пошли и тотчас вошли в лодку, и не поймали в ту ночь ничего.А когда уже настало утро, Иисус стоял на берегу; но ученики не узнали, что это Иисус. Иисус говорит им: дети! есть ли у вас какая пища? Они отвечали Ему: нет. Он же сказал им: закиньте сеть по правую сторону лодки, и поймаете. Они закинули, и уже не могли вытащить [сети] от множества рыбы. Тогда ученик, которого любил Иисус, говорит Петру: это Господь. Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, — ибо он был наг, — и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, — ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, — таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами, [которых было] сто пятьдесят три; и при таком множестве не прорвалась сеть.
Иисус говорит им: придите, обедайте. Из учеников же никто не смел спросить Его: кто Ты?, зная, что это Господь. Иисус приходит, берет хлеб и дает им, также и рыбу.
Это уже в третий раз явился Иисус ученикам Своим по воскресении Своем из мертвых».
(Иоан.21:1-14)
Престол храма утвержден на большом камне, где, по преданию, происходил этот чудесный обед, приготовленный Господом для Своих учеников. Храм красиво расположен у самого берега, можно пройти по камням, на которых стоял Христос, ожидая апостолов…
Можно прикоснуться к воде. Игумен Даниил писал, что «вода очень вкусная, не можешь остановиться, когда пьешь эту воду». Мы не рискнули попробовать.
Магдала – родина Марии Магдалины, свидетельницы воскресения Христа. Существует предание, что Св.Мария Магдалина не была грешницей, но девой, а беснование, от которого исцелил ее Господь, было попущено ей по воле Божией. Здесь есть источник, в котором Святая омылась после исцеления. Также здесь есть источник с теплой водой, наверное, теплее воздуха. Место принадлежит православным и выкуплено оно трудами архим.Антонина (Капустина) в 19 в.
Участок Русской Духовной Миссии в Магдале — место исцеления Господом св. равноап. Марии Магдалины. (Подворье Русской Духовной Миссии в честь св. Марии Магдалины находится в Галилее, в местечке Магдала, недалеко от места рождения святой, в 5 км. от города Тиверия. Обитель сооружена подворье располагается большой сад с грейпфрутовыми деревьями, а также природные источники с целебной водой).
Местечко Магдала (от слова «мигдаль» — «башня» на иврите) расположено на берегу Галилейского озера и связано с именем святой Марии Магдалины. Здесь было селение, в котором она родилась и жила. Раньше на месте дома Марии Магдалины был христианский храм.
Сейчас вблизи древней Магдалы находится подворье Горненского монастыря с маленьким храмом, освященным в честь равноапостольной Марии Магдалины и пещерной часовней в честь пророка Илии. Храм был построен в 1964 году, а расписан в 1990-е годы. На фресках изображены Евангельские события, происходившие у Галилейского озера. Участок этот был приобретен для Русской Духовной Миссии архимандритом Антонином (Капустиным) в конце XIX века.
На территории подворья несколько святых источников, а также целебный родоновый источник. По преданию, у одного из этих источников Господь исцелил Марию Магдалину, изгнав из нее семь бесов. Над этим источником ныне установлен крест.
Во времена Иосифа Флавия Магдала была большим городом с населением 40 тыс. человек и участвовала в антиримском восстании 52 года н.э. Игумен Даниил, как и другие паломники, упоминают церковь на месте дома равноапостольной Марии Магдалины. Сейчас поселение Мигдаль расположено дальше от воды, а на месте древней Магдалы в 1930 году построено подворье русского Горненского монастыря с церковью св. Марии Магдалины. При археологических раскопках в Магдале были найдены остатки древней синагоги эпохи Христа, центральная площадь местечка (агора), и монастырь с церковью VI в В нескольких километрах от Магдалы находится гора высотой 110 метров, которую называют горой Блаженств или горой Нагорной проповеди. Впрочем, существуют разные варианты идентификации места, где была произнесена Нагорная проповедь. На горе Блаженств стоит францисканский монастырь, но вероятно, подлинная гора Блаженств находится несколько дальше к северу. Во всяком случае, именно там раскопки обнаружили древнюю церковь IV века, подтверждающую догадку о том, что это место почиталось с первых веков христианства как место произнесения Нагорной проповеди.
Вид с горы Блаженств на Галилейское море
Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах
(Матф.5:1-12)
Монастырь на горе Блаженств
С горы Блаженств открывается сказочный вид на Генисаретское озеро и крупный курортный город Тиверию, который также упоминается в Евангелии.
Кана Галилейская
Кана Галилейская – место, где Господь наш Иисус Христос на браке претворил воду в вино. «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.» (Ин.2:1-3). Здесь впервые мы видим пример ходатайства Матери Божией пред Иисусом о людях, находящихся в сложной ситуации.
Нынешняя Кана имеет смешанное население (православных, католиков и мусульман). По виду она тоже существенно отличается, в связи с тем, что сильно пострадала от набега крестоносцев. Во времена Христа Назарет был маленькой деревенькой, а Кана – городом. Сейчас же все изменилось: Кана уменьшилась и стала «миниатюрной», а Назарет разросся. В IV в. ц.Еленой на месте совершения чуда построен Храм, разрушенный персидским ханом Хазроем.
В начале 19 в. мимо Каны проезжали великие князья Сергей Александрович и Елисавета Федоровна Романовы. Взглянув на город, они увидели множество католических костелов, но не было православного Храма. Ими было принято решение построить в Канне православный Храм. Когда начали вскоре рыть землю под фундамент для нового Храма, произошло чудо! Глубоко в земле обнаружили мозаику древнего Храма царицы Елены. А значит, новый православный Храм оказался не только на месте древнего, но и на том самом месте, где произошло чудо претворения воды в вино. Кроме того, здесь были найдены 6 водоносов каменных (Ин. 2:6), в которых и совершилось это чудо. Православные распорядились, кстати, благородно: 2 оставили у себя, 2 – отдали в музей Израиля, и 2 – католикам.3
Древний сосуд
Галилея и окрестности Галилейского моря богаты оливками. В III в . до Р.Х. Израиль был покорен Александром Македонским, и именно оливки привлекли его взгляд. Практически две с половиной тысячи лет прошло с того момента, изменился менталитет той страны под воздействием варваров и просто захватчиков; изменились границы, изменилась даже религия, превратившись из богоданной в отверженную Богом, но остались оливки, оливки и внутри страны и на экспорт. Их так много, что порой они ассоциируются с русскими грибами. Что для русских грибы, то для Израиля оливки. И разница состоит лишь в том, что грибы, в основном, собирают в залесках и лесах и реже выращивают, а оливки выращивают и за счет этого живут. Ведь необходимо помнить, что Израиль — аграрная страна. И если первостепенно жизнь этого государства зависит от туристов и паломников, то вторая составляющая – аграрная. Поэтому, наверное, почти круглый год в Израиле основной продукт питания – овощи и фрукты. Символически Господь называет эту местность «земля хорошая и пространная, где течет молоко и мед». (Исх.3:8) Кана Галилейская — это местечко, где Господь сотворил Свое первое чудо, претворив воду в вино. Находится это селение в нескольких километрах к северу от Назарета. В настоящее время в Кане живут, в основном, арабы.
Здесь же Христос исцелил сына капернаумского царедворца, сказав ему: «Иди, сын твой здоров» (Ин.4:46-54). Из Каны Галилейской были родом апостолы Нафанаил (Варфоломей) и Симон Кананит. Есть предание, что имено на браке апостола Симона Господь претворил воду в вино.
Еще в III веке, в Кане был возведен православный храм. Средневековые латинские источники рассказывают о большой древней церкви, стоявшей на месте совершения чуда. Сейчас здесь соседствуют два храма — православный и католический.
Православный храм, освященный в 1886 году в честь великомученика Георгия Победоносца, был построен на средства Русского Императорского Православного Палестинского Общества, поэтому в нем есть иконы преподобного Сергия и праведной Елисаветы — небесных покровителей Великого Князя Сергия Александровича (председателя общества) и его супруги Великой Княгини Елизаветы Федоровны. Также здесь демонстрируются два каменных водоноса, подобных упоминающимся в Евангелии. Справа от входа в храм находится камень, привезенный из Абхазии с места мученической кончины апостола Симона. Храм этот построен над остатками древней церкви II века.
В крипте католического храма тоже можно увидеть один из древних каменных сосудов, а также раскопки древнего здания. Возможно, это развалины древнего храма или дома новобрачных, который, по преданию, находился на этом месте.
https://www.palomnik.by/palomnik/svzem/izr/gal/